Формальный ландшафтный дизайн

Возможно, вы хотите изменить дизайн вашего двора, но не знаете с чего начать. Вы знаете, что устали от ухода за газоном, но не знаете, хотите ли вы неформальный или формальный ландшафтный дизайн. Краткий урок истории может помочь Вам лучше определить свои вкусы и начать преобразование, к которому Вы так отчаянно стремитесь.

Понимание того, как развивался ландшафтный дизайн, может прояснить вам, что именно вы ожидаете от своего ландшафта. Возможно, даже не подозревая об этом, вы попадаете в одну из двух основных школ мнения:

  • Формальный дизайн с его геометрическими узорами.
  • Неформальный дизайн, избегающий геометрических узоров и стремящийся к более "естественному" виду


Древние греки, геометрия и формальный дизайн

 

Древние греки известны своей любовью к математике и философии (между которыми существовала тесная связь). Вы слышали о двух их математических наследиях: Евклидовой геометрии и теореме Пифагора. И Евклид, и Пифагор были древними греками.

В математике и, в частности, в геометрии греки открыли для себя мир совершенства, чистоты и красоты, который не мог быть запятнан реалиями повседневной жизни. Это было убежище от несовершенного окружающего мира, убежище, в котором совершенство можно было вызвать в любой момент. Прямые линии, ровные плоскости, идеальные круги: Они чистые, четкие, упорядоченные и определенные. Вооруженные упорядоченным мышлением, дисциплинированным математикой и влюбленные в геометрические узоры, мы можем даже иногда навязывать свою волю природе, являющейся центральной темой в истории Запада, в том числе в истории формального ландшафтного дизайна.

Формальный ландшафтный дизайн и английский бунт против него

 

Один из способов навязать свою волю природе – это ограничить растения в ландшафтном дизайне, чтобы они соответствовали геометрическому плану. Естественный ландшафт, напротив, хаотичен с художественной точки зрения. Ничто не равно, есть много неровностей, и один вид растений волей-неволей растет рядом с другим, независимо от пропорций или других дизайнерских соображений.

По самому определению озеленения мы работаем над улучшением такого состояния, когда занимаемся озеленением. Но формальный дизайн выходит за рамки простого улучшения. Это улучшение "с настроением".

В формальном ландшафтном дизайне содержание подчиняется форме: Природа снабжает растения (содержание), но мы настолько жестко регламентируем их расположение (форма), что основное внимание привлекается именно к форме. Звездой выставки становится наша собственная работа, а растения играют только вспомогательные роли. Для поддержания такой композиции традиционно выбираются растения, с которыми легче всего работать.

Одним из растений, хорошо подчиняющимся геометрическим узорам, является самшит (Buxus). Из кустов самшита можно легко сформировать хорошие живые изгороди, которые соответствуют любой форме, которую мы хотим им придать, будь то круг, прямая линия и т.д. В формальных садах ряд тщательно устроенных и ухоженных самшитовых живых изгородей может быть целым садом. Этот стиль не подразумевает разнообразия, а цветы не играют центральной роли.

Римляне, эти практические ученики греков, оставили нам в своей литературе пример такого использования самшитовых изгородей для придания единству хаотическому природному ландшафту. Кроме того, из самшита лепили топиарии с изображением животных – еще одно утверждение господства над природой (превращение растения в животное, так сказать).

Когда Европа переходила от римского владычества к средневековью, богатству, техническому опыту и культуре, которые были необходимы для такого имения, как у Плиния, к сожалению, не хватало. Но жесткая структура формального дизайна была, по крайней мере, передана в виде стиля узелкового сада, который использовался в средневековых монастырских садах. Италия эпохи Возрождения вернула формальный ландшафтный дизайн в грандиозных масштабах, а правление Людовика XIV стало свидетелем появления классического французского сада в Версале, вершиной этого стиля.

Кирк Джонсон объясняет, как формальный дизайн встретился с подъемом в 18 веке английского ландшафтного садового дизайна (хотя оба движения разделяли любовь к газонам). Джонсон называет Александра Поупа, английского поэта, основателем неформального дизайна. Поуп настаивал на возвращении к "приветливой простоте украшенной природы", призывая нас "консультироваться с гением места", чтобы мы никогда не переставали черпать вдохновение в природе.

Английские коттеджные сады

 

Но, по-своему, садово-парковое движение тоже отличалось жесткостью. Наибольший удар в английском бунте против формального дизайна нанесла эволюция английских коттеджных садов. Позже этот бунт получил помощь от романтического движения в литературе и искусстве. Это было движение против классицизма с его уважением к порядку, дисциплине и умеренности. В садовом дизайне влияние романтизма воплотилось в акценте на использовании растений, чтобы вдохновлять нас эмоционально, а не интеллектуально. С его мистическим шармом и романтической аурой, этот стиль изображает его исторические корни.

Романтизм не только сосредоточился на эмоциональном, но и поставил на пьедестал пренебрегаемое в прошлом крестьянство. И именно крестьяне изначально разводили и ухаживали за приусадебными садами. Они делали это до того, как стало модным среди более состоятельных слоев населения. Настоящий крестьянский приусадебный сад был практичным, а также эстетически привлекательным. Поэтому кулинарные и лекарственные травы являлись обычными компонентами. Фруктовые деревья также часто были среди типичных растений, которые использовались в коттеджных садах.

Но после того, как английские коттеджные сады приобрели популярность за пределами крестьянских кругов (и за пределами Англии тоже), их эстетические свойства получили наибольшее внимание. Один из самых известных коттеджных садов был спроектирован Клодом Моне (1840–1926), французским художником-импрессионистом. Ни одна дисциплина не оказывала такого сильного влияния на дизайн сада, как пейзажная живопись. Это был случай "жизни, имитирующей искусство". Моне является особенно интересным случаем, поскольку он был не только художником, рисовавшим пейзажи, но и тем, кто активно занимался дизайном садов. В случае с Моне влияние шло в обе стороны.

Английские коттеджные сады с их диким обилием розовых кустов, многолетних цветов, садовых беседок, увитых виноградной лозой, и перекидывающихся через каменные дорожки растений, популярны в США. Это неформальный стиль, призванный вызвать настроение беззаботного веселья. Глаз любуется нагромождением цветов, распределенных, казалось бы, беспорядочно, что вызывает мысли о "естественном ландшафте". Сами растения так же важны, как и их использование в общей композиции, а дикость аранжировки приводит к мысли о более тесном общении с природой.

Но несмотря на популярность коттеджных садов в Америке, предпочтительным элементом в американском ландшафтном дизайне, несомненно, является газон.

История американского газона

 

Фредерик Лоу Олмстед и Эдвин Баддинг играют огромную роль в истории американского газона. Как пишет Дэвид Куаммэн в книге "Переосмысление газона", история американского газона сложнее, чем вы можете себе представить. С одной стороны, есть элемент демократизации. Когда Олмстед, американский ландшафтный архитектор-первопроходец, распланировал пригород Чикаго Риверсайд в 1869 году, открытые, однообразные газоны объединили здания общины в нечто напоминавшее коллективизм. Но действовала и противоположная динамика.

В 1830 году Эдвин Баддинг изобрел устройство для стрижки газонов. Это был рассвет истории газонокосилок. К настоящему изобретению поддерживать газонную траву могли только аристократы, поэтому газоны являлись редкостью. С появлением газонокосилки владельцы загородных домов воспользовались возможностью иметь собственный газон, тем самым повышая свой социальный статус (пока все остальные не сделали то же самое). Следовательно, американский газон имеет элементы как демократических, так и элитарных тенденций.

Но за американской одержимостью газонами стоит нечто более фундаментальное. Наше желание навязать свою волю природе, кажется, является величайшим фактором. Газон должен демонстрировать усердие человека, который им владеет, а не самих растений. Это снова форма над содержанием, как в формальном ландшафтном дизайне.

Травинка столь же скучна, сколь скучен мир растений, поэтому мало шансов, что любой из компонентов в этой композиции украдет зрелище путём всей композиции в целом. В отличие от игривого стиля коттеджных садов, газоны представляют верховенство закона и разума. Мы тыкаем носом в природу, расширяя помещение наружу, разворачивая зеленый ковер, позволяющий нам свободно переходить с улицы внутрь, даже не отслеживая грязь в доме.

Газон – еще одна ландшафтная композиция с приятной геометрической формой, хоть и простой. Это ответ бедняка на формальный сад с аккуратными линиями самшитового забора. Тщательно ухоженный газон представляет собой горизонтальную плоскость. Никто не будет хвастать газоном, трава на котором с одной стороны имеет высоту 12 см., а с другой – 5 см. Вся суть газона, с эстетической точки зрения, заключается в его равномерности. Он должен быть однородным не только по высоте, но и по составу (без "сорняков") и по цвету. Чем больше точности, тем лучше.

Если вы устали косить газон, вы можете пожалеть, что Баддинг никогда не изобрел газонокосилку. Возможно, Вы даже захотите уничтожить траву и заменить ее чем-нибудь другим. Но перед тем, как делать ландшафтный макияж, спросите себя, чего Вы действительно хотите от своего подворья.

Природный дизайн против минималистического стиля

 

Если Вы планируете перейти от газона к более неформальному, "природному ландшафту", тщательно обдумайте, какой школы мышления Вы придерживаетесь: формальной или неформальной. Возможно, вы даже обнаружите, что то, к чему вы хотите, правильнее называть "минималистическим ландшафтным дизайном". Переработка ландшафта – это дорого и много работы. Прежде чем начать, убедитесь, что новый дизайн будет действительно отображать ваши глубокие убеждения по этому вопросу, а также будет иметь смысл на практическом уровне. Если потребность в низком обслуживании является одним из ваших глубоких убеждений, серьезно подумайте о минимизации.

Словосочетание "естественный ландшафт" взято в кавычки, чтобы указать на то, что, хотя эта терминология часто звучит, она обманчива. Поддержание ухоженного, но природного дизайна требует определенных усилий; это не приходит само собой. Если вы хотите практически исключить обслуживание двора, вам нужен минималистичный дизайн, а не природный ландшафт.

Решение вопроса о замене газона на неформальный дизайн:

  • Если вы продаете свою собственность, безопаснее оставить газон и более консервативные насаждения, такие как традиционные фундаментные посадки. Потенциальные покупатели, скорее всего, захотят формальный дизайн, чем неформальность "природного ландшафта".
  • Если ваша мотивация для перемен – стать ближе к природе, убедитесь, что это ваше искреннее убеждение и что вы не просто подвергаетесь капризам. Помните, что "навязывание своей воли природе" - это не так уж плохо. Если бы наши предки так думали, мы бы до сих пор жили в пещерах. С философской точки зрения минималистичный дизайн тоже приближает вас к природе.
  • Если ваша мотивация для изменений состоит в том, чтобы сэкономить на приусадебных работах, вам придется тщательно подойти к выбору дизайна и растений, чтобы добиться именно этой цели. В частности, вам понадобится минималистичный дизайн, который не обязательно удовлетворит вас с эстетической точки зрения. Стиль коттеджного сада может предложить ощущение "природного ландшафта", но он не минималистичен: Вы можете легко проводить в коттеджном саду столько же времени, сколько и на газоне (особенно если учесть установку). Если Вас устраивает неидеальный газон, то уход за ним не должен отнимать много времени. Конечно, настоящий любитель коттеджных садов захочет проводить много времени, работая в нем.

Преимущества минимализма

  • Если экономия времени на обслуживание является для Вас основным фактором, лучшим выбором будет минималистический дизайн. Например, вы можете достичь чистого, четкого вида, ассоциирующегося с формальным ландшафтным дизайном, благодаря щедрому использованию мульчирования и твердому ландшафту. Вместо живых изгородей используйте каменные стены для создания геометрических форм. Постройте расширенный кирпичный внутренний дворик или внутренний дворик из плитняка, чтобы занять пространство, которое в противном случае пришлось бы обслуживать. Вместо травы используйте почво-покровные растения, а участки вашего ландшафта соедините широкими дорожками из кирпичной кладки. Не жертвуя эстетикой до невыносимой степени, минималистичный дизайн фокусируется на получении большего из меньшего (что означает меньшее обслуживание для Вас).
  • Учитывайте влияние ухода за газоном на окружающую среду. Даже если Вы откажетесь от использования гербицидов и химических удобрений, Вы все равно, вероятно, будете пользоваться газонокосилкой, работающей на бензине.
  • Очень мало людей готовы использовать старые ручные толкающие газонокосилки с мышечным приводом для стрижки больших газонов, несмотря на то, что газонокосилки с газовым приводом шумны, опасны и загрязняют окружающую среду. Другой вариант, однако, представлен новыми аккумуляторными газонокосилками.
  • Если вас не устраивает ни природный ландшафт, ни минималистичный дизайн, вы можете стать кандидатом на формальный дизайн. Вот идея, как сделать еще более смелое заявление о своей любви к упорядоченности, чем газон: Кроме газона, посадите живую изгородь. Дизайн с ухоженным газоном на фоне четких живых изгородей – это смелое выражение Ваших ландшафтных вкусов.