"Ландшафтный дизайн" – звучит достаточно солидно. Безусловно, можно потратить годы на изучение всех идей в этой области. Но как быть тем, кто хочет сделать макияж перед домом или хочет поработать над дизайном сада? Вам нужно украсить двор дома, который вы продаете? Вы просто хотите наслаждаться повышенной красотой на частном дворе?
Тогда вам может быть полезен простой взгляд на идеи, лежащие в основе дизайна сада, дополненный практическими пособиями по реализации проекта.
Понимание языка ландшафтного дизайна
Каждый раз, когда вы создаете что-то самостоятельно, вы занимаетесь проектированием, однако, скромно называя проект проектом. Иногда мы воспринимаем наши навыки проектирования как должное, потому что то, что мы создаем, настолько привычно для нас, что мы больше не осознаем процесс проектирования. Например, вы используете технику проектирования, когда составляете письмо, которое собираетесь кому-то отправить. Ваши основные "элементы" для выполнения этой задачи включают словарный запас, орфографию и грамматику. Несколько более сложные элементы, или "принципы", базируются непосредственно на базовых элементах. Принципы написания писем содержат четкое изложение Ваших идей и создание впечатления вежливого, умного человека. Ваш успех с этими принципами будет в значительной степени определять, достигнет ли ваше письмо своей конечной цели.
Так же и с ландшафтным дизайном. Те, кто занимается ландшафтным дизайном самостоятельно, должны сначала изучить основные элементы проектирования, лежащие в основе дисциплины ландшафтного дизайна. Эти фундаментальные элементы будут служить строительными блоками для изучения и реализации более продвинутых принципов проектирования сада на заднем дворе. Эти испытанные и проверенные принципы представляют собой краеугольные камни мировых идеальных садов.
Основными элементами ландшафтного дизайна являются:
- Цвет, как его определяет цветовая теория
- Форма
- Линия
- Масштаб
- Текстура
Эти пять элементов необходимо учитывать при проектировании как жесткого, так и мягкого ландшафта Вашего участка, последний состоит в основном из садов, газонов, кустарников и деревьев. В этой статье будет рассказываться о форме, линии и текстуре. Что касается масштаба, то это просто размер одного компонента по отношению к соседним компонентам.
Вы можете удивиться, какое отношение такие, казалось бы, абстрактные термины, как "форма", имеют к ландшафтному дизайну приусадебных участков. Вы можете возразить, что в конце концов вы не рисуете пейзаж, а просто высаживаете растения в землю. Но это не случайно, что ландшафтный дизайн приусадебного участка разделяет некоторую терминологию с миром искусства. Приусадебный участок – это ваше полотно, и от ваших навыков ландшафтного дизайна будет зависеть красота полученной картины.
Форма
Элемент формы определяется как форма растения и структура его ветвления. Деревья бывают разных форм (особенно если их обрезать), включая колонновидные и шаровидные формы. Аналогично, формы деревьев структурно варьируются от жестко вертикальных ветвей ломбардского тополя до поникающих, как у плакучей ивы. Форму отдельных компонентов растения также нужно учесть. К примеру, форма листьев одного вида деревьев может сильно отличаться от формы листьев другого вида деревьев. Относительный размер листьев, в это время помогает определить текстуру растения.
Текстура
Поскольку в ландшафтном дизайне фактура – это прежде всего визуальная материя, мы часто полагаемся на относительный размер листьев растения, чтобы сделать выводы о его воспринятой фактуре. Да, текстура растений очень относительна: она относится к тому, как воспринимается поверхность объекта, относительно объектов вокруг него. Так, например, текстура растений одной клумбы может считаться более или менее грубой, чем текстура соседнего растения из-за разницы в размере листьев.
Линия
Линия принадлежит тому факту, что движение или поток глаз зрителя может регулироваться расположением растений и их границ. На движение глаз бессознательно влияет то, как группировки растений подходят или перетекают друг в друга как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Достаточно об основных элементах, скажете ли вы? Хорошо: перейдем к принципам, которые вы будете применять в ландшафтном дизайне своего приусадебного участка. Ведь эффективное применение этих принципов на собственном приусадебном участке может существенно повысить цена вашей недвижимости.
Практика
Определившись с основными элементами, пора применить их на практике. При планировании ландшафтного дизайна необходимо работать с "принципами", вытекающими непосредственно из базовых элементов. От того, насколько эффективно вы реализуете эти принципы, будет зависеть влияние вашего ландшафтного дизайна на зрителя – будь то вы сами или потенциальный покупатель.
Поскольку это вступление в ландшафтный дизайн приусадебного участка является практическим руководством, целью является не предоставление абстрактных определений, а примеры, которые можно немедленно реализовать в ландшафтном дизайне приусадебного участка, сделанном своими руками.
На общее "ощущение" ландшафта влияют три принципа садового дизайна:
- пропорция
- переход
- единство
Ландшафтные растения должны быть расположены так, чтобы соответствовать этим принципам. Пропорция – это ощущение того, что размер отдельных компонентов (ландшафтных растений) или групп компонентов в ландшафте согласуется с ландшафтом в целом. Иными словами, идея, лежащая в основе пропорции, очень похожа на идею, лежащую в основе базового элемента – масштаба. Но разница состоит в том, что, в то время как "масштаб" является нейтральным термином, "пропорция" основана на предпосылке, что что-то является либо "пропорциональным", либо "непропорциональным". Непропорциональный садовый дизайн – это тот, который омрачен резкими переходами или отсутствием переходов. К примеру, каменная стена высотой пять футов может элегантно оттенять большой дом, но сделает маленький дом еще меньше. Озеленение последнего страдает от отсутствия перехода: высота стены слишком близка к высоте дома. Переход, проще говоря, означает постепенное изменение.
Соблюдение чувства меры, в свою очередь, является одной из характеристик ландшафтного или садового дизайна, демонстрирующего единство. Единство, или "гармония", достигается тогда, когда зритель чувствует, что все ландшафтные растения в дизайне сада дополняют друг друга и были подобраны с учетом одной общей темы. Размещение ландшафтных растений в продуманной форме является одним из методов создания единого ощущения. Например, небольшие деревья, фланкирующие подъездную дорогу или вход, должны иметь одинаковую форму. Повторение также способствует единству. Однако, как и со всеми хорошими вещами, с единством можно зайти слишком далеко. Внесите в ландшафт некоторое разнообразие или "контраст". Один из способов – использование ландшафтных растений, отличающихся по текстуре. Этот элемент, текстура, достаточно тонок, и его можно использовать для внесения разнообразия в дизайн сада, не разрушая при этом единства.
Следующая триада принципов домашнего ландшафтного дизайна, как пропорция, переход и единство, взаимосвязаны:
- ритм
- баланс
- фокусировка
Все они касаются управления движением глаз зрителя. Ритм, в общем случае, – это закономерное повторение мотива. В ландшафтном дизайне вашего дома мотив может состоять, например, из используемых ландшафтных растений. Озеленительные растения одного вида можно высадить в ряд или создать живую изгородь, эффективно устремляя взгляд зрителя в одну сторону, а не в другую. Важным элементом здесь есть линия, поскольку ничто не управляет движением глаз легче, чем прямая линия.
Цель использования такого мотива состоит в том, чтобы направить движение глаз, бессознательно, таким образом, чтобы наиболее благоприятно оценить ландшафтный дизайн дома, о котором идет речь. Например, возможно, расположение вашего участка имеет потенциал для прекрасного пейзажа, но ваш текущий ландшафтный дизайн не использует его в полной мере. Или, возможно, у Вас во дворе есть скульптурная композиция, которой Вы хотите похвастаться. Но если ваш двор наполнен другими интересными элементами, он может быть слишком занятым для того, чтобы этот элемент получил достаточное внимание. Эти и другие проблемы ритма можно решить посредством понимания баланса и фокусировки.
Баланс относится к согласованности визуальной привлекательности и применяется ко всем пяти основным элементам: согласованность с формой, текстурой и т.д. Понимание баланса, в свою очередь, важно для понимания фокусировки. Фокусировка – это принудительное приведение перспективы зрителя к фокусной точке. Хотя она может быть достигнута разными средствами, более интенсивная фокализация создается благодаря использованию сбалансированных последовательных расположений элементов.
Вернемся, таким образом, к двум проблемам домашнего ландшафтного дизайна, интроецированным выше.
- Первая – проблема обрамления – может быть решена с помощью смелых, прямых линий; например, для этого может служить стена (также можно использовать ряд деревьев).
- Вторая – проблема привлечения внимания к одному компоненту в оживленном переднем дворе – может быть решена путем уменьшения беспорядка, выбора вместо минималистического стиля, а также посредством использования цвета или линии.
Статуя может быть окружена цветом, который бессознательно будет устремлять взгляд зрителя (фокализация) на этот участок. Использование озеленительных растений с красными или желтыми цветами в массе сделало это хорошо. Равно как и соответствующее использование линий. Например, прямая дорожка из булыжной мостовой, ведущая к скульптуре, или клумбы из растений, расположенных таким образом, чтобы образовать прямую окантовку, которая сфокусирует взгляд зрителя в нужном направлении.
Из вышеизложенного следует, что принципы домашнего ландшафтного дизайна не имеют ничего более эфирного, чем простое расположение подобранных озеленительных растений в комбинациях, соответствующих хорошо продуманному плану. Не претендуя на исчерпывающие примеры, однако, должны развеять опасения любителей домашнего ландшафтного дизайна о том, что ландшафтный дизайн - это исключительная прерогатива волшебников, обладающих непостижимыми способностями. Ландшафтный дизайн приусадебного участка – это дело не колдовства, а планировка, решение проблем и "принципиального" подхода.